Реестр методов работы
Социальные истории (Social stories)
Краткое описание
Короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает ситуацию, навык, достижение или понятие и соответствует при этом всем десяти определяющим критериям, выделенным автором метода Кэрол Грей.
Теоретическая основа метода - теория несформированности «модели психического» (Theory of Mind) у людей с РАС (Baron-Cohen et al., 1985), свидетельствующая о плохом понимании социального контекста и намерений других людей при аутизме.
Социальная философия, базирующаяся на признании значимости и уважении к разным типам восприятия мира – при типичном развитии и при аутизме.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод:
- Улучшение понимания ситуаций, событий и явлений;
- Информирование в доступной и безопасной форме.
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод:
- особенности социальных ситуаций и коммуникации;
- личной гигиены и самообслуживания;
- правила поведения в общественных местах;
- управление собственным поведением и эмоциями;
- освоение нового распорядка дня и занятий и т. д.
Целевая группа
Возраст применения:
Со старшего дошкольного до взрослого возраста.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
Необходим хороший уровень понимания обращенной или письменной речи у ребенка.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
Низкий уровень сформированности социальных навыков, нт понятия последовательности событий (сначала-потом).
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию:
Особых требований к квалификации нет.
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
Нет.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий - кратко)
- Определение цели социальной истории;
- Сбор данных;
- Определение темы социальной истории;
- Написание социальной истории;
- Подбор иллюстраций;
- Форматирование социальной истории;
- Применение социальной истории.
Форма организации занятий (инд/групп):
Индивидуально или в группе
Технология применения (примеры)
Представление о технологии. Видео/фото применения:
Социальные истории музея-заповедника «Царицыно»
- Мой тур по Большому дворцу
- Мой тур по Хлебному дому
- Мой путь от метро «Орехово» до входа в Дворцовый комплекс
- Мой путь от метро «Царицыно» до входа в Дворцовый комплекс
- Мой путь от парковки на ул. Тюрина до входа в Дворцовый комплекс
- Социальная история «Я иду в Большой дворец и Хлебный дом»
- Социальная история «Вход в музей: служба безопасности»
- Социальная история «Правила посещения»
Эффективность метода (практики)
Метод показал эффективность на уровне отдельных случаев (Stainbrenner, 2020).
Источники, использованные при описании метода
- Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? //Cognition. – 1985. – Т. 21. – №. 1. – С. 37-46.
- Steinbrenner J. R. et al. Evidence-Based Practices for Children, Youth, and Young Adults with Autism //FPG Child Development Institute. – 2020
Дополнительные источники
- Грей К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом //Екатеринбург: Рама Паблишинг. – 2018.
- Attwood T. The Links Between Social Stories, Comic Strip Conversations & Cognitive Models. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tonyattwood.com.au/index.php/other-authors/item/6-friendship/78-how-to-be-a-friend-a-guide-to-making-friends-and-keeping-them
- Karal M. A., Wolfe P. S. Social story effectiveness on social interaction for students with autism: A review of the literature //Education and Training in Autism and Developmental Disabilities. – 2018. – Т. 53. – №. 1. – С. 44-58.