Полезная литература
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами
Год выпуска: 2019
ISBN: 978-5-91743-082-9
Одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются родители детей с РАС, — отсутствие речи у ребенка. Непонимание потребностей и самочувствия неговорящего ребенка может не только приводить к появлению у него нежелательного поведения, но и представлять угрозу его психическому и физическому здоровью. Для установления «речевого» контакта между ребенком и окружающими была разработана система методов, объединенная под общим названием «вербально-поведенческий подход».
В предлагаемой книге Мэри Линч Барбера, эксперт в области прикладного анализа поведения, систематизирует методы вербально-поведенческого подхода и подробно объясняет родителям основные принципы его применения. Основная идея вербально-поведенческого подхода заключается в том, что все элементы языка рассматриваются с точки зрения их функции. То есть для обучения ребенка речевым навыкам используются те слова, которые обозначают важные для него предметы или виды деятельности. Чем больше какой-то элемент окружающей действительности способен удовлетворить определенную потребность ребенка (в пище, общении, игре и др.) и чем сильнее ребенок мотивирован его получить, тем выше вероятность того, что он использует в своей речи нужное слово. С помощью анализа вербального поведения, представляющего собой неотъемлемую часть вербально-поведенческого подхода, родители смогут обучить ребенка выражать свою просьбу, обозначать предметы и действия, повторять услышанное и отвечать на вопросы, что позволит формировать важные и необходимые коммуникативные связи между ребенком и окружающими. Вербально-поведенческий подход эффективен вне зависимости от того, какой тип вербального поведения ребенку доступен: собственно речь, жестовый язык, обмен картинками, письмо или печатание на клавиатуре. Предлагаемые в книге методики доступны для всех заинтересованных родителей вне зависимости от уровня начальных знаний в области прикладного анализа поведения.
Для цитаты: Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. - 264 c.