Личный кабинет

Организация помощи ребенку с РАС

Обучение ребенка по основным общеобразовательным программам (в том числе, по адаптированным основным общеобразовательным программам) осуществляется по месту проживания в прикрепленных к соответствующей территории образовательных организациях в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», статья 67.

При поступлении в школу ребенку с РАС необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и предоставить в образовательную организацию заключение ПМПК.

В зависимости от заключения комиссии школа должна разработать рекомендуемый вариант адаптированной основной общеобразовательной программы. А далее подобрать для ребенка наиболее подходящую модель организации образования.

В настоящий момент выделяются следующие модели организации образования:

  1. Классы для детей с ограниченными возможностями здоровья («автономный класс»)
  2. Частичная инклюзия («ресурсная зона», «ресурсный класс»)
  3. Полная инклюзия.

В ряде случаев, несмотря на удобство обучения ребенка рядом с домом нужно, лучше подобрать школу, имеющую достаточный опыт обучения детей с РАС. Подача документов и правила поступления в подобных случаях регулируются ст.67 ФЗ N 273 «Об образовании в РФ» и региональными нормативными документами.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с образовательными организациями, оказывающими помощь детям с РАС, на сайте Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: https://autism-frc.ru/companies.

Также возможно обратиться в региональный ресурсный центр (РРЦ) по оказанию помощи детям с РАС в Вашем регионе для получения информации по образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы для детей с РАС. Уточнить наличие и контакты РРЦ в Вашем регионе можно также на сайте ФРЦ: https://autism-frc.ru/companies.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Ресурсный класс - это специальная инклюзивная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать, в зависимости от своих потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. Инклюзивные школы, работающие с применением модели «ресурсный класс», организуют образовательный процесс таким образом, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в ресурсном классе ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При этом зачисляется ребенок именно в обычный общеобразовательный класс.

Выбор данной модели организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья находится в компетенции образовательной организации.

В ряде случаев ресурсные классы создаются по родительскому запросу. Для того, чтобы открыть такой класс необходимо:

  • Найти родителей в вашем районе, заинтересованных в создании ресурсного класса.
  • Ознакомиться с сущностью модели «ресурсный класс» (Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с.).
  • Выбрать школу, в которой собираетесь открыть ресурсный класс.
  • Убедиться в готовности администрации к такому проекту (сходить на прием к директору всей школы, а не отдельного структурного подразделения).
  • Предоставить администрации школы всю необходимую информацию (например, принести распечатанные материалы с сайта РОО “Контакт” https://contact-autism.ru/projects/resource_zones)
  • На основании всей собранной информации сделать предварительный расчет затрат на оборудование и оплату привлеченных специалистов (сроком на 1 год).
  • Узнать о возможности получения грантового финансирования и подать на него заявку.
  • Консультироваться у НКО, успешно реализующих данную модель в общеобразовательных школах (РОО помощи детям с РАС «Контакт», АНО «Центр проблем аутизма» и др.)

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ существует четыре варианта адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) по обучению обучающихся с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка: вариант 8.1, вариант 8.2, вариант 8.3, вариант 8.4.

АООП, вариант 8.1. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения. По этой программе обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что для них обязательно организуются коррекционные занятия (в том числе, с педагогом-психологом, учителем-логопедом). На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор. По данному варианту программы дети, как правило обучаются в обычной общеобразовательной школе в инклюзивных классах.

АООП, вариант 8.2. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет — для детей, не получивших дошкольное образование.

По этой программе обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе. Разница заключается в том, что для них обязательно организуются коррекционные занятия (в том числе, с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.

По данному варианту программы дети, как правило обучаются в обычной общеобразовательной школе в инклюзивных классах, в условиях “частичной инклюзии”.

АООП, вариант 8.3. По этой программе обучаются дети с расстройствами аутистического спектра и легкой степенью интеллектуальных нарушений. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения начальной школы с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих интеллектуальных нарушений, т.е. программа значительно упрощена. Обучение осуществляется по адаптированным учебникам (для детей с интеллектуальными нарушениями). Кроме того, в ней делается упор на формирование не только академических навыков, но и жизненных компетенций, т.е. навыков, важных для адаптации и повседневной жизни ребенка. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет.

По данному варианту программы дети могут учиться как в специализированных (коррекционных) школах, так и в общеобразовательных “массовых” школах в классах для детей с ОВЗ.

АООП, вариант 8.4. Данный вариант программы предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными интеллектуальными нарушениями (умеренной либо тяжелой степени), тяжелыми и множественными нарушениями развития, получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям к моменту завершения начальной школы значительно отличается от содержания программы и итоговых достижений сверстников, не имеющих интеллектуальных нарушений. Программа максимально упрощена с точки зрения академических навыков, в ней сделан максимальный упор (примерно на 70%) на формирование жизненных компетенций. т.е. навыков, важных для адаптации и повседневной жизни ребенка. Обучение по данной программе максимально индивидуализировано, для каждого ребенка составляется специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Для обучения разрабатываются, как правило, индивидуальные адаптированные рабочие тетради и материалы.

Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет.

Обучение по данному варианту программы чаще всего осуществляется в условиях специальных (коррекционных) школ.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Определение варианта Адаптированной основной образовательной программы (АООП) для обучающегося с РАС осуществляется на основе решения Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по итогам проведенного психолого-педагогического обследования.

Решению ПМПК предшествует заключение врачебной комиссии, которая определяет диагноз, на основе которого выбирается вариант АООП, по которому будет обучаться ребёнок.

В случае необходимости предварительной ориентировки в вопросе выбора программы обучения для ребенка с РАС семья может обратиться за консультацией к компетентным специалистам в организации, осуществляющие обучение детей с РАС.

Такая консультация может быть получена в региональном ресурсном центре (РРЦ) по организации сопровождения детей с РАС.

Найти РРЦ в вашем регионе (при его наличии) можно на интерактивной карте организаций на сайте Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС по ссылке: https://autism-frc.ru/companies.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

В процессе освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой.

Рассмотрение заявления об изменении варианта АООП обучающегося с РАС осуществляется на основании запроса родителя в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) и по рекомендациям специалистов образовательной организации, в которой обучается ребенок. Для этого образовательная организация предоставляет соответствующие документы с рекомендациями о пересмотре и уточнении варианта АООП. Данные рекомендации должны быть составлены на основе комплексной оценки результатов освоения ребенком образовательной программы на момент обращения в ПМПК.

Изменение программы возможно как в сторону повышения уровня сложности, так и в сторону понижения. Так, например, ребенок, обучающийся по АООП варианта 8.2, легко справляется с программой, и родители не хотят дополнительный год пролонгации обучения. В этой связи родители берут из школы сопроводительные документы (психолого-педагогическая характеристика, выписки из электронного журнала) и проходят ПМПК с целью пересмотра варианта АООП (получение рекомендаций на вариант 8.1).

Может быть ситуация и наоборот. Например, ребенок обучается по АООП варианта 8.2 и при этом не справляется с освоением программы. В подобной ситуации специалисты школы рекомендуют понижение уровня сложности программы на АООП варианта 8.3 (то есть программа для детей с РАС и легкой степенью умственной отсталости). Тогда для прохождения ПМПК также требуется психолого-педагогическая характеристика на ребенка и выписки из электронного журнала.  При этом ребенок, получив новое заключение ПМПК, имеет право продолжить обучение в той же самой школе и в том же самом классе, а школа обязана разработать рекомендуемый АООП в заключении ПМПК. Но может смениться модель обучения и индивидуальный учебный план с расписанием.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Чаще всего у ребенка с РАС есть определенные сложности в поведении, особенности и нарушения развития, которые затрудняют усвоение учебного материала по общеобразовательной программе.

В такой ситуации необходим подбор образовательной программы, соответствующей особенностям и уровню развития ребенка, что позволит организовать его успешное обучение. Эта функция относится к психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), главной задачей которой является определение варианта адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), максимально учитывающий уровень развития и психофизические особенности ребенка с РАС и рекомендовать специальные образовательные условия, которые позволят ребенку освоить выбранный вариант АООП (например, занятия с психологом, логопедом или дефектологом, получить тьюторское сопровождение и пр.).

Рекомендации ПМПК позволят организовать обучение ребенка с РАС по тому варианту АООП (8.1, 8.2, 8.3, 8.4), который соответствует уровню его развития, получить помощь тьютора, индивидуальные и групповые занятия с различными специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).

Для учащихся 9, 11 классов ПМПК может предоставить специальные условия для прохождения контрольно-измерительный мероприятий (итоговая аттестация после 9 и 11 классов).

Важно знать, что для родителей заключение ПМПК носит рекомендательный характер, а для образовательного учреждения рекомендации ПМПК являются обязательными для исполнения.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Прежде всего, для того, чтобы ребенку представили сопровождение тьютора в образовательной организации необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) с соответствующими рекомендациями.

Тьюторское сопровождение может быть общим (на класс) или индивидуальным. Если в классе или группе детского сада учится несколько детей с особыми образовательными потребностями, то школа или детский сад может организовать общее тьюторское сопровождение на несколько детей. При этом общее тьюторское сопровождение подразумевает как методическое сопровождение группы детей с ОВЗ в образовательной организации, так и индивидуальное или групповое. Выбор формы сопровождения является ответственностью образовательной организации, которая самостоятельно определяет индивидуальные потребности детей в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Решение о тьюторском сопровождении может быть принято психолого-педагогическим консилиумом школы самостоятельно без наличия в заключении ПМПК указания на необходимость о тьюторском сопровождении.

Также школа может направить родителя на прохождение ПМПК с целью уточнения рекомендаций по специальным условиям обучения и внесения записи о тьюторском сопровождении. При этом и сам родитель вправе самостоятельно обратиться в ПМПК с заявлением на получение рекомендаций о данном условии обучения своего ребенка.

В случае необходимости родитель вправе предложить школе своего частного тьютора («родительский тьютор»), который заключает со школой волонтерский договор.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Состав команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, которые должны заниматься с ребенком с РАС в образовательном учреждении, определяется на основе заключения и рекомендаций ПМПК и ИПРА (в случае наличия). Это могут быть: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, тьютор и другие специалисты.

Назначение специалистов, не учтенных в рекомендациях ПМПК и ИПРА, может осуществляться образовательной организацией самостоятельно на основе решения психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

При освоении ребенком с РАС адаптированной основной общеобразовательной программы, рекомендованной ПМПК, коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и/или групповой форме. Такие занятия являются обязательной составляющей внеурочной деятельности, общий объем которой в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ составляет 10 часов. Из них объем именно коррекционно-развивающих занятий может варьировать в пределах от 5 до 10 часов в неделю.

С рекомендациями по организации занятий коррекционно-развивающей области и их содержанию можно ознакомиться в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Распределение нагрузки (объема занятий) между специалистами в работе с каждым конкретным ребенком определяется на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации с учетом тех обязательных коррекционных курсов, которые рекомендованы для различных вариантов адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОСом начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

В случае, если у ребенка появляются трудности в освоении образовательной программы (детского сада или школы), то ему необходимо создать специальные условия обучения.  Предоставление услуг специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог) является специальным условием получения образования. Образовательная организация со своей стороны должна информировать родителя о существующих трудностях обучения ребенка и рекомендовать прохождение психолого-медико-педагогической комиссии для уточнения образовательного маршрута.

Необходимость предоставления занятий со специалистами определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). На основании предоставленного родителями заключения ПМПК образовательная организация обязана создать все необходимые специальные условия обучения, в том числе организацию занятий со специалистами.

Назначение специалистов, не учтенных в рекомендациях ПМПК, может осуществляться образовательной организацией самостоятельно на основе решения психолого-педагогического консилиума образовательной организации. Также школа может направить родителя на прохождение ПМПК с целью уточнения рекомендаций по специальным условиям обучения и внесения записи о сопровождение специалистами соответствующих направлений.

В том случае, когда в заключении ПМПК есть указние на необходимость организации занятий со специалистами, а образовательной организацией данное специальное условие обучения не реализовано, то родителю необходимо обратиться к администрации с письменным заявление с просьбой реализовать необходимые условия, а в дальнейшем получить письменный ответ. Если в письменном ответе представлена информация о невозможности создания условий, то родитель может обратиться с заявлением о реализации прав ребёнка на получение качественного образования к учредителю образовательной организации (далее-ОО), прикрепив копию заиления в ОО и копию ответа администрации.

В ряде случаев, при отсутствии необходимых специалистов в ОО, получение данных услуг осуществляется через партнёрские организации (например, центр психолого-медико-социального сопровождения, коррекционная школа и др.) на основании договора.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Инвалидность устанавливается при различных проявлениях, относящихся к группе расстройств аутистического спектра и требующих лечения и постоянного сопровождения.

Важно отметить то, что решение об оформлении инвалидности самостоятельно принимается семьей ребенка с РАС.

Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «инвалидом» признается тот человек, который «имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В том же акте под «ограничением жизнедеятельности» понимается «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Оформление инвалидности во многих случаях целесообразно в связи с тем что, во-первых, открывает доступ семье к целому спектру абилитационных и реабилитационных услуг, которые включаются в индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА). ИПРА - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации (ТСР) и услуг, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма. ИПРА инвалида разрабатывается на один год, два года или бессрочно.

В ИПРА включены следующие виды реабилитации:

  • мероприятия по медицинской реабилитации или абилитации;
  • мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации;
  • мероприятия по общему и профессиональному образованию;
  • мероприятия по социальной реабилитации или абилитации;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

Рекомендации ИПРА разрабатываются для каждого клиента индивидуально с учетом оценки особенностей и возможностей структур и функций организма.

В разделе ИПРА «Социальная реабилитация или абилитация инвалида» предусмотрены:

1. социально-средовая реабилитация или абилитация;

2. социально-педагогическая реабилитация или абилитация;

3. социально-психологическая реабилитация или абилитация;

4. социокультурная реабилитация или абилитация;

5. социально-бытовая адаптация.

Особо важным пунктом при заполнении карты ИПРА является выбор ее исполнителей.

Во-вторых, при оформлении инвалидности, после её подтверждения у ребенка, ему и его семье гарантируются ежемесячные пособия. Помимо выплат, семьям предоставляются социальные льготы: получение необходимых лекарств и медицинских средств, путевки в санаторно-оздоровительные комплексы, бесплатный проезд, субсидии на квартплату. Все перечисленные льготы при желании семьи могут быть предоставлены в денежном эквиваленте. Неработающим родителям детей-инвалидов каждый месяц начисляют пособие по уходу за ребёнком.

В-третьих, во многих регионах России наличие у ребенка инвалидности позволяет получить образовательной организации дополнительное финансирование на организацию необходимых специальных образовательных условий обучения.

Для оформления инвалидности необходимо прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ). Для этого нужно обратиться к врачу-психиатру по месту регистрации ребенка, который его наблюдает, он соберет все необходимые документы и отправит их самостоятельно в Бюро МСЭ. После этого в течение 30 дней вас с ребенком пригласят на экспертизу, которая установит, являются ли существующие ограничения жизнедеятельности ребенка достаточными для получения статуса инвалидности. После установления статуса ребенку будет выдана справка, подтверждающая у него  наличие инвалидности.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Диагноз в спектре аутизма устанавливается врачом-психиатром на основании характерной для РАС клинической картины и истории развития - сочетания симптомов качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, стереотипного, повторяющегося поведения.

В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем, таких как интеллектуальные нарушения, сенсорные нарушения, фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия, которые рассматриваются как коморбидные (сопутствующие) для РАС состояния. Выявление данных нарушений не имеет прямого отношения к постановке диагноза в спектре аутизма, но помогает подобрать необходимые реабилитационные мероприятия.

С целью постановки диагноза необходимо обращаться в организации системы здравоохранения (например, центры психического здоровья детей, психиатрические больницы).

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке.

Психологическую помощь семьям можно получить, обратившись в:

  1. Региональные службы психологической помощи населению.

Как правило узнать информацию об организациях, оказывающих данную услугу можно узнать на сайтах Департамента труда и социальной защиты населения или Министерства образования Вашего региона.

В Москве можно получить очную бесплатную психологическую помощь, записавшись на прием к специалисту. Для этого позвонить по единому справочному телефону Московской службы психологической помощи населению +7 (499) 173-09-09.

  1. Региональные родительские НКО.

На сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы сформирован реестр негосударственных социально ориентированных некоммерческих, общественных и волонтерских организаций в списке которого 92 организации которые готовы помочь семьям с детьми. Например, «Линия надежды» — телефон доверия от фонда «Люди — людям», Проект «Мы рядом 2020», Москва. Психологическая помощь может быть оказана региональными отделениями Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ)

  1. В ряде случаев такая помощь оказывается региональными ресурсными центрами по организации сопровождения детей с РАС (РРЦ).

Информацию о наличии и контактах РРЦ вашего региона можно найти на интерактивной карте организаций, осуществляющих помощь детям с РАС, на сайте Федерального ресурсного центра по ссылке: https://autism-frc.ru/companies. Бесплатную психологическую помощь можно получить по телефону или обратившись онлайн.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

В первую очередь, необходимо уточнить наличие в Вашем регионе регионального ресурсного центра для детей с расстройствами аутистического спектра. Уточнить данную информацию можно на сайте Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС в разделе организации: https://autism-frc.ru/companies.

Во-вторых, помощь можно получить в центрах психолого-медико-социального сопровождения, обратившись к специалистам (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) с целью проведения комплексного психолого-педагогического обследования развития ребенка и разработки индивидуальной программы коррекционной работы.

В-третьих, в соответствии с федеральным законом “Об образовании в РФ” ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья нуждается в организации специальных образовательных условий для получения доступного образования. Необходимые специальные условия определяются психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК). В этой связи Вам необходимо обратиться в региональную ПМПК для определения образовательного маршрута ребенка. А далее обратиться в образовательную организацию по месту проживания, предоставив оригинал заключения ПМПК, для включения ребенка в образовательный процесс в соответствии с вариантом адаптированной основной общеобразовательной программы.

Дополнительно можно обратиться за помощью в некоммерческие общественные организации, созданные родителями детей с РАС за получением помощи в поиске и подборе специалистов (например, всероссийская общественная организация родителей детей инвалидов (ВОРДИ, https://vordi.org) , региональная общественная организация “Контакт”, https://contact-autism.ru). На сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы сформирован реестр негосударственных социально ориентированных некоммерческих, общественных и волонтерских организаций в списке которого 92 организации которые готовы помочь семьям с детьми (https://dszn.ru/documents/795).

 

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

После установления диагноза в спектре аутизма врачом-психиатром необходимо выявить основные проблемные зоны и дефициты в развитии ребенка, которые могут быть очень разнообразными.

Для преодоления типичных для РАС трудностей развития, как правило, необходима организация занятий с ребенком междисциплинарной команды специалистов, включающей психолога, логопеда, дефектолога, специалиста по адаптивной физической культуре, педагогов дополнительного образования, по различным направлениям коррекционной работы.

Если ребенку менее 4-х лет, то желательно наличие у специалистов компетенций в области оказания именно ранней помощи.

Также важно, чтобы у специалистов, начинающих работу с ребенком с РАС, присутствовали компетенции в области прикладного анализа поведения и развивающих подходов.

Работа со специалистами начинается с консультативных мероприятий с участием членов семьи (родителей), в которой воспитывается ребенок с РАС, и индивидуальной формы работы. Выбор приоритетного направления коррекционной работы напрямую зависит от выявленных трудностей в соответствующих областях развития ребенка.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Занятия с детьми с РАС выбираются с опорой на выявленные в ходе психолого-педагогической диагностики затруднения в развитии, препятствующие социализации и адаптации ребенка. На основе выявленных трудностей в соответствующих сферах развития определяются направления коррекционной работы. К направлениям относятся занятия по развитию коммуникации, навыков межличностного взаимодействия, развитию игровых навыков, преодолению нежелательного поведения и развитию сотрудничества, формированию стереотипа учебного поведения, учебных, познавательных, социально-бытовых, моторных навыков. Могут быть актуальными занятия по развитию речи и других высших психических функций.

Так, например, если у ребенка отсутствует разговорная речь, то необходимы занятия по обучению использованию альтернативных средств коммуникации (например, система PECS). А в случае, когда ребенок не идет на контакт с другими детьми, не умеет включаться в совместную деятельность, то необходимо начать занятия по развитию навыков межличностного взаимодействия.

В зависимости от выбранных направлений коррекционной работы определяется специалист с соответствующими компетенциями. В этой связи, занятия могут проводиться психологом, логопедом, дефектологом, специалистом по адаптивной физической культуре, поведенческим специалистом, нейропсихологом и другими. Например, при проявлении проблемного поведения и необходимости в развитии навыков сотрудничества рекомендуется начать занятия с поведенческим специалистом, а с целью формирования учебных навыков с учителем-дефектологом.

При выборе специалиста стоит обращать внимание на наличие компетенций в области прикладного поведенческого анализа и развивающих подходов (например, DIR/Floortime).

Выбор направлений работы, специалистов и форм работы (индивидуальная, подгрупповая, групповая) зависит от особенностей развития и возможностей ребенка, а также в соответствии с поставленными специалистами задачами.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Несмотря на типичные нарушения детей с РАС в области коммуникации, социального взаимодействия и стереотипность в поведении все дети с РАС очень разные. Вопрос о необходимости посещения детского сада и формата дошкольного образования должен решаться индивидуально на основе особенностей, возможностей каждого ребенка в отдельности и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Организация дошкольного образования в условиях детского сада может быть очень полезной для большинства детей с РАС в случае правильного выбора детского сада и направленности группы, в которую он будет зачислен. Существуют различные возможности - например, детский сад с обычными группами сверстников общеразвивающей направленности или комбинированной направленности, либо детский сад со специализированными группами для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для детей с РАС.

При выборе детского сада и группы важно наличие у работников компетенций по работе с детьми с РАС, и опыта работы по включению детей с РАС в среду сверстников.

Независимо от выбранной модели крайне важную роль имеет также хорошо спланированное, последовательное включение ребенка с РАС в среду сверстников. Такое включение, как правило, начинается с индивидуальной формы работы с постепенным подключением в среду сверстников.

Непродуманное стихийное зачисление и включение ребенка с РАС в детсадовскую группу может причинить вред самому ребенку и работе группы. Продуманное включение будет полезным как для ребенка, так и для работы всей группы.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

В настоящее время в соответствии с законом “Об образовании в РФ” дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным нормативным актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

Дети с расстройствами аутистического спектра, имеющие выраженные нарушения, чаще всего зачисляются в группы компенсирующей направленности - как для детей, относящихся к другим категориям детей с ОВЗ, так и для детей с РАС. Дети с более высоким уровнем развития, приближенным к показателям развития нейротипичных сверстников, зачисляются в группы комбинированного вида.

Начинать работу с ребенком с РАС необходимо с постепенного включения в образовательный процесс, с его кратковременного пребывания в детском саду, независимо от того - является ли это форма “группой кратковременного пребывания” или “группой полного дня”, т.к. включение в среду сверстников должно быть последовательным и планомерным, обеспечивающим эффективную адаптацию к условиям обучения.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Обучение ребенка в детском саду осуществляется по месту проживания в прикрепленных к соответствующей территории образовательных организациях в соответствии с законом “Об образовании в РФ”.

При зачислении ребенка с РАС в детский сад необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и предоставить в образовательную организацию заключение ПМПК.

В зависимости от заключения комиссии детский сад должен разработать рекомендуемую ПМПК адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра. А далее подобрать для ребенка наиболее подходящую модель организации образования.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Дети с расстройствами аутистического спектра, имеющие выраженные нарушения, чаще всего зачисляются в группы компенсирующей направленности - как для детей, относящихся к другим категориям детей с ОВЗ, так и для детей с РАС. Дети с более высоким уровнем развития, приближенным к показателям развития нейротипичных сверстников, зачисляются в группы комбинированного вида.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться с образовательными организациями, оказывающими помощь детям с РАС, на сайте Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС: https://autism-frc.ru/companies.

Также возможно обратиться в региональный ресурсный центр (РРЦ) по оказанию помощи детям с РАС в Вашем регионе для получения информации по образовательным организациям, реализующим адаптированные образовательные программы для детей с РАС. Уточнить наличие и контакты РРЦ в Вашем регионе можно также на сайте ФРЦ: https://autism-frc.ru/companies.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Подготовка в школе как правило организуется в ДОУ или в формате групп подготовки к школе непосредственно при школах. Если Вы определились, в какую школу пойдет учиться ребенок, то есть смысл пройти подготовку именно в этой школе. Это значительно снизит тревожность, упростит период адаптации для ребенка, семьи и школьного коллектива педагогов при переходе ребенка в школу.

Важно определить, в какой форме - групповой, подгрупповой или индивидуальной будет осуществляться подготовка ребенка к школе. Выбор должен быть осознанным, взвешенным с участием компетентных педагогов. Если по каким-то причинам ребенок пока не готов к работе в группе, подготовка к школе может начинаться с индивидуальной формы, с постепенным включением ребенка в мини-группу, а затем в групповую работу.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Ребенок с расстройством аутистического спектра может испытывать различные трудности при изучении конкретного учебного предмета. Важно проконсультироваться с педагогом, чтобы понять, каковы причины этих трудностей, определить способы их преодоления.

Основными способами преодоления трудностей при изучении конкретного учебного предмета, которые может использовать педагог, являются:

  1. Изменение последовательности формируемых навыков и изучаемых тем с учётом индивидуальных возможностей, потребностей и интересов ребёнка. Возможность использования данного способа должна быть согласована с педагогом.
  2. Адаптация методики обучения. В процессе формирования того или иного навыка педагог может применять помимо традиционных методик, специальные, используемые при обучении детей с особыми образовательными потребностями (например, методика «Нумикон» для овладения счетными операциями, методика глобального чтения для обучения детей чтению целыми словами, методика Марии Монтессори для знакомства с образами букв и цифр и др.). Кроме того, адаптация методики включает использование в процессе формирования того или иного навыка дополнительной визуальной поддержки в виде алгоритмов, опорных схем, пиктограмм и т.д.
  3. Пошаговое обучение, когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания) разбивается на определенное количество мелких шагов. Ребёнок обучается самостоятельному выполнению каждого шага, после чего из этих шагов выстраивается определенный алгоритм, позволяющий ученику выполнить самостоятельно необходимое задание.
  4. Адаптация учебного материала, то есть непосредственно тех заданий, которые предлагаются ребенку. Например:
  • если ребёнок недостаточно овладел навыком письма букв, цифр, делает это медленно, с неохотой, можно на начальных этапах предложить ему рабочий бланк с минимальной необходимостью заполнения, либо с возможностью вклеивания ответов;
  • если ребёнок не понимает инструкцию, не знает, что за чем нужно делать, можно адаптировать её: упростить, сделать короче, разбить на отдельные шаги, которые ребёнок будет последовательно выполнять;
  • если ребенку трудно выполнять большой объем задания, можно уменьшить его, разбив одно задание на несколько и дать на разных бланках;
  • если ученик неохотно выполняет задания, нужно подумать над повышением мотивации: использовать на уроках те материалы, которые будут привлекательны для ребенка, вызовут интерес;
  • если ученик долго не может понять ту или иную тему, сложные понятия в ней, нужно максимально упростить содержание учебного материала вначале, убрать все сложные понятия и дать ребёнку алгоритм действия, которому он сможет следовать; по мере тренировки и автоматизации навыка можно добавлять понятия и усложнять материал, обязательно используя большое количество наглядности.

Более подробно познакомиться с вопросами преодоления трудностей при изучении конкретных предметов, способами адаптации учебных материалов можно в методическом пособии:

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Постановка диагноза в спектре аутизма, как правило, проходит в два этапа: скрининговое обследование на выявление риска по РАС и дифференциальная диагностика.

Первичный скрининг на раннее выявление риска развития РАС может проводиться врачом-педиатром (участковым) в рамках профилактического или диспансерного приема. А также скрининговый психологический тест может провести психолог.

В качестве скрининговых опросников рекомендуется использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм M-CHAT-R/F для оценки риска РАС у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Для детей от 4 лет рекомендуется использовать методику Социально-коммуникативный опросник SCQ (скрининг II уровня), при условии, что интеллектуальное развитие соответствует хотя бы уровню двухлетнего ребенка.

Высокие результаты, полученные по результатам скринингового обследования, будут свидетельствовать о риске развития РАС, но не означать диагноз.

Диагноз, относящийся к расстройствам аутистического спектра, устанавливается врачом-психиатром в процессе дифференциальной диагностики на основании характерной для РАС клинической картины и истории развития - сочетания симптомов качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, стереотипного, повторяющегося поведения.

 

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Задать вопрос ×