Личный кабинет

Преодоление трудностей в обучении ребенка с РАС

В тех ситуациях, когда ребенок проявляет отказ от выполнения заданий, важно попытаться выяснить с чем это связано. Это может быть отказ из-за отсутствия интереса к выполнению подобного рода заданий (на что ребенок имеет полное право), накопившейся усталости или плохого самочувствия в настоящий момент, о котором, например, ребенок с отсутствующими речевыми навыками не может сообщить. Довольно часто подобное поведение связано с наличием трудностей в самостоятельном выполнении задания, с непониманием инструкции, что доставляет ребенку дискомфорт и, как следствие, нежелание выполнять требование взрослого.

После выяснения причин отказа для развития у ребенка навыков сотрудничества, успешности в выполнении заданий, повышения мотивации к обучению возможно использовать следующие стратегии:

  1. Создание четкой, из раза в раз повторяющейся, структуры занятий. Для наглядной иллюстрации структуры занятий может использоваться визуальное расписание.
  2. Оказание помощи ребенку в затруднительных ситуациях, своевременное предъявление различного рода подсказок (физических, словесных, жестовых, визуальных, образца выполнения). Ребенку важно быть уверенным в том, что ему помогут в случае затруднения.
  3. Использование простых заданий. Очень часто дети отказываются выполнять задания, которые для них трудны. В таком случае следует давать более простое задание.
  4. Уменьшение объема заданий. Часто ребенка пугает увиденный объем работы. Тогда можно делить задание на составные части и последовательно предоставлять их ребенку. Сначала он выполняет только первую часть. За это получает какую-нибудь награду (лакомство, любимую игрушку на 5 минут или просмотр фрагмента любимого мультфильма). После этого можно приступать к следующей маленькой части. Постепенно части увеличиваются.
  5. Уменьшение времени выполнения задания. Например, сначала ребенок выполняет задания 3-5 минут, потом отдыхает, потом еще 3-5 минут и т.д. Важно постепенно увеличивать время.
  6. Систематическое использование перерывов (время отдыха) в ходе занятия, которые должны быть отражены в визуальном расписании (время отдыха).
  7. Использование поощрения. Ребенок должен понимать, что за каждое (даже не очень аккуратно) выполненное задание его ждет похвала или, возможно, какое-то вещественное поощрение (жетон, наклейка, смайлик).

В том случае, если коммуникативные навыки у ребёнка не сформированы, то одна из важных задач, которая должна быть поставлена, это обучить ребенка сообщать доступным и адекватным для него способом о своем состоянии, желании или нежелании что-либо делать.

Очень важно, чтобы рядом с ребенком во время выполнения заданий находился взрослый в спокойном, уравновешенном эмоциональном состоянии! Взрослый служит для ребенка внешним организатором деятельности. Если Вы чувствуете, что раздражаетесь - делайте перерыв на чай или другое занятие, которое Вас отвлечет.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Для обучения ребенка в школе нужно сформировать учебное поведение, которое включает в себя:

  • навыки социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками (уметь имитировать действия взрослого, уметь следовать простым указаниям другого человека, выполнять просьбы, уметь работать с разными педагогами);
  • навыки групповой работы (выполнять задания за столом в течение определенного промежутка времени, уметь следить за учителем, уметь выполнять фронтальные инструкции, уметь ждать, уметь поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос, уметь выполнять действия по очереди, уметь работать в парах или небольших командах);
  • навык следования правилам (следовать расписанию школьного дня и/или урока, спокойно ждать перехода к следующей деятельности или в другое помещение, самостоятельно работать над заданием, выходить к доске по просьбе учителя и возвращаться потом обратно за парту, собирать вещи в портфель и вынимать их из портфеля, следить за порядком на своем рабочем столе и др.).
  • санитарно-гигиенические и навыки самообслуживания. Это очень важно сформировать в дошкольном возрасте.

Навыки, необходимые для обучения ребенка в школе формируются в группах подготовки к школе, в группах кратковременного пребывания, в детском саду. В данной работе задействованы все специалисты, которые работают с ребенком (воспитатели, тьюторы, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования.)

Ключевые задачи для предстоящего школьного обучения - научить ребенка сидеть за партой хотя бы 10-15 минут, слушать и выполнять фронтальную инструкцию. Для этого необходимо организовать для ребенка регулярные занятия в детском саду, группе по подготовке к школе или дома. И увеличивать постепенно их продолжительность.

Также до школы необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики, ведь в школе с первых дней ребенку нужно будет держать карандаш или ручку и уметь нажимать для написания, раскрашивания и т.д. Существует огромное количество пособий по подготовке руки к письму. Предпочтение отдается тем, в которых требуется обвести, заштриховать или раскрасить.

Для развития мелкой моторики очень полезно работать с пластилином, глиной или тестом: мять, катать колбаски и шарики, расплющивать, делать «пирожки» и т.д. Полезно выполнять различные задания с мелкими камушками, бусинками, деталями мозаики, фасолью, горохом. В ряде случаев это оказывается более важным, чем формирование академических навыков.

Желательно также, чтобы к моменту подготовки к школе ребенок владел некоторыми академическими навыками (например, счет до 10 и обратно, пересчет различных предметов, умение использовать пальцы одной руки для счетных операций в пределах 3-5). Полезно знание нескольких букв и умение их сливать в слоги, знание наизусть нескольких слогов.

Познакомиться с дополнительной информацией о подготовке ребенка с РАС к школе можно в следующем методическом пособии

Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.  

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor

Детям с РАС во многих случаях трудно понять и усвоить учебный материал даже в том случае, если для них подобран вариант Адаптированной основной общеобразовательной программы, соответствующий уровню их развития. Традиционно использующиеся учебные пособия, соответствующие варианту адаптированной программы, часто не позволяют детям с РАС осваивать образовательную программу в необходимом объеме, возникает множество трудностей при обучении.

Ребенок может не усваивать школьную программу по ряду причин.

Во-первых, дети с РАС недостаточно понимают обращенную речь и, в частности, разнообразные инструкции к заданиям. На первоначальных этапах обучения рекомендуется использовать одинаковые инструкции к однотипным заданиям. Так ребенок постепенно запомнит их и будет понимать, что от него требуется при выполнении того или иного задания. Также для улучшения понимания речи рекомендуется использовать большое количество наглядного демонстрационного материала (реальные предметы, иллюстрации, видео).

Во-вторых, у ребенка с РАС могут быть снижены темповые характеристики деятельности, в частности, он может медленно читать, писать, выполнять другие виды деятельности. В этом случае на уроке рекомендуется уменьшить объем выполняемых заданий без снижения требований к их содержанию. Так ребенок будет заканчивать выполнение заданий в одном темпе с классом, чувствуя при этом себя успешным, что будет способствовать поддержанию его мотивации в дальнейшем. При выполнении домашних заданий необходимо договориться с педагогом, какие задания должны быть выполнены обязательно, а какие по мере возможности (если останется время, если ребенок сам захочет).

В-третьих, используемые учебные пособия и способы обучения недостаточно учитывают особенности обучающихся с РАС. В такой ситуации для того, чтобы ребенку было легче учиться в школе, наиболее трудный для каждого конкретного учащегося учебный материал необходимо адаптировать под его возможности. Могут использоваться различные специальные способы и приемы работы, например: 

  • использование дополнительной визуализации, которая поможет ребенку понять незнакомые слова, сложные абстрактные понятия;
  • использование визуальных алгоритмов при выполнении заданий: решение задач, различные виды разборов по русскому языку и др. (ребёнок шаг за шагом выполняет задание по алгоритму, добиваясь положительного результата);
  • использование в процессе обучения мотивационного стимульного материала, например, при формировании навыков счёта, решении задач, написании диктантов и др. (любимые предметы, герои мультфильмов, темы, относящиеся к сверхценным интересам ребенка).

Подробнее с эффективными приемами и способами обучения детей с РАС можно ознакомиться в методическом пособии:

Загуменная О.В., Хаустов А.В., Богорад П.Л. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

В ряде случаев при стойких трудностях в обучении по большинству учебных предметов может встать вопрос о соответствии варианта Адаптированной основной образовательной программы возможностям и потребностям ребенка. В таком случае родителям (законным представителям) ребенка рекомендуется повторно посетить Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения образовательного маршрута.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

При выполнении домашних заданий рекомендуется:

  1. Визуально обозначить ребёнку режим дня и четко его придерживаться.

Создание такого визуального расписания дня поможет ребенку структурировать своё время, сделает предстоящие события, включая выполнение домашних заданий, более предсказуемыми, вызывающими меньше негативных эмоций. 

  1. Использовать таймер.  

Для визуализации времени обязательно нужно использовать таймер, благодаря которому ребёнок   будет четко видеть, сколько времени осталось на отдых и через сколько нужно будет заниматься.  За некоторое время до начала занятия необходимо сообщить ребенку: «Через 10 минут мы начнем выполнять домашнее задание». И обратить его внимание на таймер. 

В процессе выполнения заданий также обращаем внимание ребенка на таймер. Важно рассчитать, сколько времени нужно ребенку для выполнения заданий по конкретному предмету.  Оно не должно быть слишком маленьким, иначе ребенок не успеет.

  1. Визуальный план.  

Всё домашнее задание, которое предстоит сделать ребёнку, необходимо разбить на части в виде плана. Это могут быть карточки с названиями уроков, а рядом с каждым уроком номера упражнений или другие задания, которые необходимо сделать. Так, по мере выполнения, можно будет убирать карточку с уроком, домашнее задание по которому уже выполнено, а также зачёркивать, а затем убирать сделанные номера и задания.  

            Данный план необходимо показать ребёнку в самом начале выполнения домашних заданий.  

  1. Предоставление перерыва.  

            В зависимости от уровня работоспособности ребёнка и от степени утомляемости, между отдельными заданиями, либо между уроками, необходимо делать короткие перерывы, регламентированные по времени (с помощью таймера). Во время данных перерывов ребёнок может получать то поощрение, которое было оговорено заранее перед выполнением домашнего задания.  Наличие такого поощрения поможет повысить мотивацию. В конце всего домашнего задания можно предусмотреть более крупный и желанный для ребёнка «приз». Важно, чтобы используемые поощрения были желанными и не были в свободном доступе «просто так». 

Визуальные правила

            Рядом с рабочим местом ребенка рекомендуется прикрепить визуальные правила: «сижу красиво», «сижу тихо», а также карточку «сначала – потом». В процессе выполнения заданий, при необходимости, можно обращать на них внимание ребенка. Также нужно обращать внимание на таймер, показывая, сколько времени осталось до перерыва.  

  1. Предусмотреть уровень сложности.  

            В зависимости от уровня работоспособности ребенка можно предусмотреть градацию домашнего здания по разным предметам в зависимости от уровня сложности. Вначале можно дать либо самое сложное задание, чтобы ребенок выполнил его, пока не очень сильно устал. Либо наоборот, дать вначале простое задание, которое ребенок быстро сделает и поймет, что все хорошо, и можно работать дальше. В этом случае в середине будет находиться задание сложнее. Завершить выполнение домашних заданий рекомендуется простым предметом, который дается ребенку относительно легко, либо предметом, который ребенку нравится, чтобы у него остались положительные эмоции. 

  1. Формируем самостоятельность

Дозируем уровень помощи. Стараемся стимулировать самостоятельное выполнение более простых, доступных ребёнку заданий. Постепенно увеличиваем расстояние между Вами и ребёнком, сидим не рядом, а немного в стороне, затем можем выйти из комнаты на 30 секунд, на 1 минуту и т.д., сказав, например: «Делай сам, я схожу … (по делам). Данный приём используем не сразу, а только тогда, когда Вы уверены, что ребёнок способен справиться сам с конкретным заданием.  

В процессе выполнения домашних заданий рекомендуется периодически ссылаться на расписание и таймер. Так мы даём ребёнку понять, что есть расписание, есть время, и по-другому быть не может. 

Рекомендуемая литература:

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

При переходе на дистанционное обучение важно учесть следующие моменты:

  1. Изменение привычного стереотипа может вызвать у ребенка неприятные эмоции. Чтобы свести их к минимуму и помочь ребенку адаптироваться, необходимо информировать его о тех изменениях, которые произойдут в привычном режиме дня. Для этого можно составить небольшую социальную историю, в которой доступным образом с помощью иллюстраций и надписей (если ребёнок читает) объяснить, какие изменения в режиме дня произойдут и что его ждет. Кроме того, важно сделать сам режим дня наглядным. Это может быть визуальное расписание, состоящее из уроков, режимных моментов, а также последующего выполнения домашнего задания. Если ребенку удобно пользоваться бумажным дневником, можно продолжать его вести, отражая расписание уроков в нем.
  2. Важно подготовить среду для обучения дома. У ребенка должно быть свое рабочее место, за которым он теперь будет не только выполнять домашние задания, но и обучаться онлайн. На этом месте не должно быть предметов, которые могли бы отвлечь ребёнка во время урока. Кроме того, важно расположить на рабочей поверхности или рядом с ней визуальные правила поведения (основные из них: «сижу красиво», «сижу тихо»), а также визуальную подсказку «сначала-потом», где в окошке «сначала» будет карточка урок, а в окошке потом – карточка перемена или карточка с изображением мотивационного стимула, предмета, который ребенок получит в качестве поощрения в конце урока.
  3. Так как дистанционный формат обучения незнаком ребенку и может вызвать трудности, важно осуществить постепенный переход к нему с достаточным периодом адаптации. Количество уроков, а также уровень требований должны наращиваться постепенно, чтобы у ребенка не возникло негативизма к новой сложной деятельности. Если для Вашего ребенка необходим более длительный адаптационный период, необходимо обсудить это с учителем и сделать такую нагрузку, которая будет соответствовать возможностям ребенка.
  4. Важно обговорить с ребенком, что технические средства (смартфон, компьютер, планшет), которые ранее он, возможно, использовал «для игры», теперь будут использоваться на уроке только «для дела», а после всех уроков можно будет в них поиграть. Но время игры на гаджетах в период дистанционного обучения лучше сократить, так это создаст дополнительную нагрузку на глаза. Если использование технических средств «для игры» очень необходимо ребенку и является для него единственным поощрением, то предоставлять их можно на очень ограниченный и строго регламентированный таймером промежуток времени.
  5. Рекомендуется заранее продемонстрировать ребенку электронную платформу, на базе которой будут проходить занятия: открыть, рассмотреть активные клавиши, проговорить правила поведения на уроке (когда можно включать микрофон, как выключать его, так же с камерой).
  6. Необходимо обговорить с учителем ту систему мотивации, к которой ребенок привык в школе, и которая будет использоваться на дистанционном уроке, и согласовать, когда и за что он будет получать свое поощрение.
  7. В период дистанционного обучения, особенно в начале, а, возможно, и на протяжении всего времени, ребенку потребуется помощь со стороны взрослых. На родных ребенка ляжет роль тьютора, помощника, который в нужный момент окажет поддержку, предоставит подсказку, так как учителю сделать это удаленно не представляется возможным. Это может быть физическая подсказка, когда взрослый помогает ребенку найти и показать пальцем на экране нужный предмет в ответ на вопрос учителя, или что-то обвести, написать. Также это может быть жестовая подсказка, когда взрослый, используя указательный жест, поможет ребёнку направить свой взор в нужное место на экране, либо в учебнике (в тетради, на рабочем листе). Слушание и понимание инструкций учителя через экран может быть непростой задачей, поэтому взрослому важно оказать ребенку необходимую помощь. Если взрослый видит, что ребенок в ходе дистанционного урока испытывает трудности, нужно обязательно обсудить их с учителем и продумать пути помощи.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Освоение учебного материала будет более успешным, если:

  • организовать образовательное пространство с учётом потребностей ребёнка: минимизировать отвлекающие стимулы, предметы; подготовить индивидуальные визуальные подсказки (числовую прямую для счёта, образцы написания письменных букв, схемы на правила русского языка и т.д.);
  • структурировать образовательный процесс – подготовить визуальное расписание учебного дня, план урока/занятия, включающий время для отдыха;
  • адаптировать учебный материал: подкреплять устные и письменные инструкции схемами, картинками, образцами выполнения, карточками – терминами (пример, «имя существительное»); разбивать задание на несколько этапов; оставлять на рабочем листе только необходимую для выполнения информацию, лишнее убирать (например, узоры); упрощать текст для чтения (с сохранением смыслового содержания); сокращать инструкции; заменять сложные действия доступными для эффекта успешности (можно не вырезать и приклеивать, а рисовать фигуры); устные задания заменять тестами, письменными ответами, практическими игровыми упражнениями; использовать цветные маркеры – выделять ключевые слова в инструкции, в тексте задачи, в вопросе к рассказу; использовать интерактивные электронные образовательные ресурсы; обучающие короткие видео, диафильмы;
  • активно использовать в обучении алгоритмы, сделать их доступными для ребёнка (папка-помощник): для решения примеров, уравнений; для решения разных типов задач по математике, физике, геометрии; для выполнения заданий на правила по русскому языку; для написания изложений и сочинений; для составления плана к рассказу; 

Рекомендуемая литература:

  • Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылёва, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Для того, чтобы адаптировать учебные материалы с учётом индивидуальных возможностей и потребностей обучающегося, нужно понять, какие именно трудности испытывает ребенок при выполнении заданий. Например:

  • если ребёнок недостаточно овладел навыком письма букв, цифр, делает это медленно, с неохотой, можно на начальных этапах предложить ему рабочий бланк с минимальной необходимостью заполнения, либо с возможностью вклеивания ответов;
  • если ребёнок не понимает инструкцию, не знает, что за чем нужно делать, можно адаптировать её: упростить, сделать короче, разбить на отдельные шаги, которые ребёнок будет последовательно выполнять;
  • если ребенку трудно выполнять большой объем задания, можно уменьшить его, разбив одно задание на несколько, и дать их на разных бланках;
  • если ученик неохотно выполняет задания, нужно подумать над повышением мотивации: использовать на уроках те материалы, которые будут привлекательны для ребенка, вызовут интерес;
  • если ученик долго не может понять ту или иную тему, сложные понятия в ней, нужно максимально упростить содержание учебного материала вначале, убрать все сложные понятия и дать ребёнку алгоритм действия, которому он сможет следовать; по мере тренировки и автоматизации навыка можно добавлять понятия и усложнять материал, обязательно используя большое количество наглядности.

Более подробно познакомиться с вопросом адаптации учебных материалов можно в методическом пособии:

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой (в конце четверти, триместра, года). Порядок и формы проведения промежуточной аттестации для обучающегося с РАС предусматриваются локальным нормативным актом образовательной организации. Промежуточная аттестация для обучающихся с РАС проводится, начиная со второго полугодия второго класса.

Контрольно-измерительные материалы для обучающегося с РАС, используемые в ходе промежуточной аттестации, могут быть адаптированы, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей (бланк с минимальной необходимостью заполнения, упрощение инструкции, дополнительная визуализация и др.).

Кроме того, в индивидуальной адаптированной образовательной программе (АОП), которая разрабатывается специалистами образовательной организации на конкретного ребёнка, должны быть, при необходимости, прописаны особые условия при прохождении промежуточной аттестации:

  • увеличение времени на выполнение контрольных работ, но не более чем на 1,5 часа;
  • замена устных ответов (при выраженных коммуникативных проблемах) тестами или графическими заданиями, либо другие варианты;
  • выполнение контрольных заданий в отведенном для этого отдельном помещении или ресурсной зоне, привычной для ребёнка, с минимальным количеством отвлекающих стимулов (но это не должно быть совершенно новое, незнакомое помещение);
  • выполнение задания в присутствии тьютора с целью дополнительных разъяснений и оказания мотивирующей поддержки;
  • возможность перерыва, либо деления контрольной работы на несколько этапов в случае повышенной утомляемости обучающегося.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это обязательные экзамены в девятом и одиннадцатом классе. Для каждого вида экзаменов есть свое название:

  • 9 класс – ОГЭ (основной государственный экзамен). Его сдают все школьники, оканчивающие 9-й класс.
  • 11 класс – ЕГЭ (единый государственный экзамен). Этот экзамен сдают те, кто заканчивает 11 класс и поступает в ВУЗы.

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра предусмотрен особый вариант ОГЭ или ЕГЭ – это государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

Для того, чтобы сдавать экзамены в форме ГВЭ, необходимо получить в 9-ом и/или 11-ом классе и предоставить в школу заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также написать заявление.

Основные отличия ГВЭ:

  • увеличение времени экзамена на 1,5 часа;
  • возможность (прописана в заключении ПМПК) присутствия на экзамене ассистента, который, при необходимости, окажет техническую помощь (помощь в прочтении заданий, перенос ответов в экзаменационные бланки);
  • на экзамене по русскому языку вместо сочинения обучающийся с РАС пишет диктант;
  • во время экзамена может быть организовано питание и перерыв; потраченное на это время не засчитывается как время экзамена;
  • возможность сдавать экзамен на дому (при наличии медицинских показаний и соответствующих рекомендаций ПМПК).

Аттестат ГВЭ после 9-го класса даёт возможность поступить в средние специальные учебные заведения.

Аттестат ГВЭ после 11-го класса также даёт обучающемуся возможность поступить в высшие учебные заведения, однако полученные на этом экзамене баллы не будут учитываться при поступлении в ВУЗ. Абитуриенту необходимо будет сдать дополнительные вступительные экзамены в самом ВУЗе.

Для получения дополнительной информации по вопросам развития, обучения, сопровождения Вашего ребенка Вы можете задать вопрос специалистам ФРЦ МГППУ по ссылке: https://autism-frc.ru/contacts#feedbackanchor.

Задать вопрос ×