Способы адаптации учебных материалов

При трудностях обучения необходимо использовать различные способы адаптации учебных материалов.

  1. В ситуациях, когда у ребенка существуют трудности понимания обращенной речи, требуется упрощение инструкции к заданию.

Данный прием адаптации включает:

  • разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
  • замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
  • дублирование устных инструкций письменными.
  1. В некоторых случаях необходимо осуществлять индивидуальный подбор стимульных материалов, учитывающий ярко выраженные специфические интересы ребенка. Так, например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из любимого мультфильма; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев мультфильма.
  2. При трудностях в понимании содержания задания используется дополнительная визуализация. Например, при непонимании условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условий задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).
  3. В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности, у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае рекомендуется сокращать объем заданий при сохранении уровня их сложности.

Данные приемы адаптации помогут также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо пяти предложений списать только три, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса.

  1. Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе), рекомендуется упрощать содержание задания, менять уровень его сложности. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с этими же числами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.
  2. Таким образом, способы и приемы адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с РАС.

Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему и с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.

            При составлении рекомендаций по адаптации учебных заданий важно помнить о том, что:

  1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. В зависимости от особенностей обучающегося, адаптация может быть как минимальной, так и значительной.
  2. Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. Другими словами, необходимо, чтобы ребенок с РАС постепенно начал выполнять задания на одинаковых условиях со сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.
  3. При использовании адаптированных заданий фронтальная инструкция, по возможности, остается для всех общей. Например, «спишите», «прочитайте», «решите пример» и т.п. При этом тьютор, который помогает ребенку на уроке, не должен дублировать инструкции, произнесенные учителем, а пользуясь указательным жестом или частичной физической подсказкой, привлекает внимание ученика к учителю.
Поделиться