Рекомендации по организации рабочего пространства ребенка и приемы обучения

Для того чтобы ребенку было проще удерживать внимание, следует особым образом организовать его рабочее место. Во многих случаях создание дружелюбной сенсорной среды и правильная организация рабочего места приводят к тому, что у ребенка существенно улучшается поведение во время занятия.

Существуют различные способы адаптации, из которых наиболее распространенными являются:

  1. Зонирование пространства.

Например, для организации деятельности детей необходимо организовать учебную и игровую зоны.

  1. Обедненность окружающего пространства.

 Для предотвращения отвлекаемости на посторонние стимулы необходима минимизация рабочих материалов и их четкая организация.

  1. Ограничение пространства с постепенным его расширением.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться и не отвлекаться при трудностях организации внимания, возможно установление боковых и передней ширм и постепенное их устранение по мере формирования учебного поведения.

  1. Использование специального сенсорного оборудования.

Если у ребенка существуют специфические сенсорные особенности, то подходящим для него сенсорным оборудованием могут быть, например: шумопоглощающие наушники, фитбол вместо стула, сенсорный бокс для успокоения, антибликовые очки и др.

  1. Использование визуальных подсказок.

Визуальные подсказки могут помочь ребенку самостоятельно организовать и спланировать свою деятельность, не дожидаясь дополнительных указаний или помощи со стороны взрослого. Они могут быть использованы для формирования адаптивных форм поведения, для улучшения ориентировки в пространстве. Например, подсказки используются для обозначения местоположения учебных материалов (например, надписи на шкафу с указанием того, где и что лежит).

Визуальные подсказки могут быть представлены в виде:

  • наглядной схемы организации рабочего места;
  • последовательности подготовки к уроку;
  • схемы подбора необходимых для выполнения деятельности учебных материалов;
  • последовательности выполнения отдельных операций;
  • визуального расписания занятий или распорядка дня.

Выбор вида визуального расписания зависит от возраста и интеллектуального развития ребенка. Первоначально могут использоваться символы, обозначающие уроки и режимные моменты. Подсказки могут быть расположены на парте, на обороте тетради или в любом другом месте, удобном для восприятия и пользования ребенка.

В некоторых случаях необходима помощь в подборе специальных технических средств обучения. Так, например, ребенку может потребоваться  планшет для выполнения отдельных заданий. Достаточно часто используют визуальный или звуковой таймер, песочные часы, для того чтобы помочь ребенку научиться ждать, или чтобы обозначить момент перехода к следующему виду деятельности.

При повышенной активности ребенка, при недостаточной скоординированности его движений используют липучки или крепления на парте.

Для лучшего восприятия предложенного дидактического материала используют наклонную рабочую поверхность.

Поделиться