Литература

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи

Одна из самых известных отечественных книг, посвященная вопросам диагностики и коррекционной помощи детям с РАС. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. В книге также представлена авторская классификация аутизма.

 

 

Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей с РАС

Пособие посвящено вопросам развития речи у аутичных детей, в т.ч. таким сложным вопросам, как вызов речи, формирование пассивного словаря у детей с тяжелыми формами аутизма, коррекции звукопроизношения, грамматической структуре речи и пр. Прилагается комплект карточек для обучения детей способам альтернативной коммуникации. Книга будет полезна логопедам-дефектологам, специалистам, работающим с детьми с РАС и родителям.

 

Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе Практики с доказанной эффективностью

Действующий в России «Закон об образовании» предполагает равное право всех детей на то, чтобы учиться в школе и дошкольном учреждении. Успешное обучение детей с РАС в образовательных учреждениях становится возможным благодаря современным знаниям об их особенностях и потребностях, подходам к организации окружения и образовательного процесса, а также учету особенностей коммуникации, поведения и мотивации детей. Книга написана для родителей и специалистов, которые работают с детьми с РАС. Авторы издания — эксперты Фонда «Обнаженные сердца» детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова — постарались осветить наиболее важные вопросы развития и обучения детей с аутизмом. В методическом пособии подробно рассказано об особенностях обучения детей с РАС, современных подходах к развитию коммуникации и социальных навыков, способах оценки причин поведения и формировании социально приемлемого поведения, использовании разных видов визуальной поддержки. Вторая глава книги посвящена описанию диагностических критериев РАС и содержит раздел «Расстройство аутистического спектра» из «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5‑го пересмотра» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition. American Psychiatric Association, 2013) в переводе В. Гайнулиной под научной редакцией Т. Морозовой и С. Довбня.

Для того, чтобы получить бесплатную электронную версию книги, оставьте заявку по ссылке

Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс

Вводный курс «Расстройства аутистического спектра» содержит в себе ключевую информацию об этой группе расстройств. Опираясь на материал современных исследований расстройств аутистического спектра (РАС), автор рассматривает как исторический контекст изучения РАС, так и современные подходы к диагностике, вмешательству и поддержке людей с РАС. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми приходится сталкиваться людям с расстройствами аутистического спектра и их семьям, и опыту решения этих проблем в развитых странах, главным образом — в США. Материал курса рассчитан на широкий круг специалистов — психологов, педиатров, детских психиатров, логопедов, педагогов, а также на студентов медицинских, психологических и педагогических факультетов. Пособие будет полезным родителям детей с РАС и всем, кто хочет познакомиться с научным пониманием сущности расстройств аутистического спектра, о которых общественность и СМИ говорят все чаще в свете колоссального роста их распространенности в последние несколько десятков лет.

Баенская Е.Р. "Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)". Серия "Особый ребенок"

В книге рассматриваются ранние этапы и закономерности эмоционального развития в норме. Описываются наиболее значимые для ранней диагностики признаки аффективного неблагополучия, выделяются их сочетания, характерные для искажения эмоционального развития. Прослеживается логика формирования разных вариантов раннего детского аутизма, определяются специфические для них проблемы. Предлагаются адекватные для раннего возраста приемы психологической коррекционной работы с детьми с аутизмом.

 

Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах

В пособии даны методы коррекционной работы, основанные на бихеиоральном подходе (прикладном анализе поведения). Даны конкретные примеры из опыта специальной школы для детей с РАС. Книга будет полезна специалистам и родителям аутичных детей.

 

 

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М. Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

В книге подробно описываются закономерности проявления синдрома раннего детского аутизма на разных возрастных этапах, в том числе в подростковом и юношеском возрасте. Анализируются проблемы семей, воспитывающих детей и подростков с аутизмом. Предлагаются конкретные приемы психологической работы, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка. В книге отражены результаты многолетнего опыта работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся вопросами оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями аутистического спектра: родителям таких детей, воспитателям и педагогам дошкольных учреждений, психологам, дефектологам, врачам.

Янушко Е. Игры с аутичным ребенком

В пособии даны конкретные рекомендации по созданию контакта с аутичными детьми методами игровой терапии. Автор делится классификацией игр аутичных детей и описывает конкретные задания и упражнения для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности у особого ребенка. Книга будет полезна коррекционным педагогам, психологам и родителям детей с РАС.

 

Волкмар Ф. и Вайзнер Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. В 3-х томах

Книга представляет собой всесторонний обзор последних научных разработок в области аутизма, которые объясняются простым, прямолинейным и легко понятным языком. Для лучшего понимания авторы активно используют таблицы, формат вопросов и ответов, список ссылок на дополнительные ресурсы. Авторы приложили максимум усилий, чтобы помочь родителям и педагогам получить максимум от прочтения книги, которая переводит данные научных исследований в рекомендации для повседневной жизни и практической работы.

В своей книге авторы рассматривают все основные вопросы, которые могут встать перед родителями ребенка с аутизмом, в том числе, что такое аутизм, что вызывает это расстройство, как ставится диагноз, какие службы и образовательные программы могут помочь, как строится работа с маленькими детьми с аутизмом, детьми школьного возраста, какой должна быть поддержка подростков и взрослых людей с аутизмом. Также рассматриваются практические проблемы, которые встают перед семьей ребенка с этим диагнозом: вопросы безопасности, проблемные виды поведения, сенсорные нарушения ребенка, проблемы сна и другие.

Роджерс С., Доусон Д., Висмара Л. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом

Денверская модель раннего вмешательства - основанная на данных научных и статистических исследований и широко применяемая в мире методика помощи детям с аутизмом и РАС. Уникальность методики заключается в ее действенности: она реально помогает преодолевать трудности ребенка с аутизмом, так как включает стратегии, которые трансформируют практически любые повседневные дела, процедуры и режимные моменты в эффективные техники игрового взаимодействия, общения и обучения ребенка с РАС. Данная книга рассказывает о том, как, используя стратегии Денверской модели раннего вмешательства, адаптированные специально для родителей особых детей, помочь своему ребенку справляться с имеющимися затруднениями и шаг за шагом переходить на новые ступени обучения, общения и овладения социальными навыками.

Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)

Книга незаменима для специалистов и родителей аутичных детей, которым необходимо обучить ребенка методам альтернативной коммуникации. Даны теоретические основы метода (АВА подход) и подробные практические рекомендации по организации учебного пространства, процесса и особенностям взаимодействия с ребенка.

 

Гринспен Стенли. На «ты» с аутизмом

В книге представлена распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра DIR/Floortime, разработанная профессором Стенли Гринспеном. Методика FLOORTIME позволяет развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки, эмоционально-волевую и когнитивную сферу без использования директивного подхода и предполагает активное включение в работу как специалистов, так и членов семьи.

 

 

Шрамм Р. Детский аутизм и АВА

В пособии подробно описана технология формирования и развития у ребенка с РАС навыков учебного поведения, коммуникации, коррекции проблемного поведения в рамках метода прикладного анализа поведения. Книга написана доступным понятным языком и может быть рекомендована самому широкому кругу читателей.

 

 

 

Барбера Мэри Линч. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход

Подход, данный в книге, базируется на прицнипах бихевиоризма и является на данный момент одним из наиболее эффективных в работе с аутичными детьми. Книга полезна широкому кругу читателей – и родителям, и специалистам.

 

 

Делани Тара. Развитие основных навыков у детей с аутизмом

Автор книги предлагает систему игр, полезных для развития у детей с РАС различных навыков – от элементарных до самых сложных. Игры классифицированы по типам и уровням навыков, помогают развивать сенсорную систему, крупную и мелкую моторику, речевые и коммуникативные способности ребенка и тем самым создают условия для его адаптации в различных жизненных ситуациях, в том числе в общении с окружающими людьми и при обучении в школе.

 

 

Брюс Бейкер, Алан Брайтман: Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам

Книга посвящена проблеме обучения детей с особыми образовательными потребностями элементарным бытовым навыкам – самообслуживанию, уходу за собой, игре и пр. В основе обучения лежит система «шаг за шагом», которая позволит простроить индивидуальную программу обучения с учетом особенностей ребенка. 

 

 

Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию

Книга посвящена теоретическим и практическим аспектам работы с аутичными детьми и отражает опыт как автора, так и его зарубежных коллег. Книга адресована коррекционным педагогам, психологам и родственникам детей с РАС.

 

 

Сансон П. Психопедагогика и аутизм

В книге представлен опыт работы Центров для детей и подростков с аутизмом, расположенных в пригородах Парижа. Отдельная глава посвящена использованию языка МАКАТОН аутичными детьми. Книга будет интересна в качестве примера организации обучения аутичных детей для коррекционных педагогов и прочих специалистов, интересующихся данной тематикой.

 

 

Сатмари С. Дети с аутизмом

Книга позволяет взглянуть на мир глазами аутичного ребенка, понять особенности его восприятия, интересов и эмоций. Базовый вопрос, на который может ответить книга: «Что происходит с моим ребенком?» Автор не только дает представление о специфике сознания детей с РАС, но и делится практическими рекомендациями по эффектвиному взаимодействию с ними.

 

 

Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети

В данной книге дается система помощи семье, воспитывающей особого ребенка. Описываются стадии принятия диагноза, особенности реакции всех членов семьи, а также намечены пути помощи, которые могут быть полезны семье на каждом из представленных этапов. Книга будет полезна семейным и коррекционным психологам, дефектологам и всем, кто интересуется темой помощи семье ребенка с ОВЗ.

 

 

Франческа Аппе. Введение в психологическую теорию аутизма

В книге представлены современные концепции аутизма и направления актуальных исследовнаий в данной области. Расстройства аутистического спектра рассматриваются на поведенческом, медико-биологическом и когнитивном уровнях. Книга будет полезна всем специалистам, работающим с аутичными детьми.

 

 

Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.

Книга немецкого эрготерапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно-интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях. Книга адресована родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др.

 

Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В 2 томах

Том 1. Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки. Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.

 

 

Задать вопрос ×