Презентации докладов участников II Всероссийской научно-практической конференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра", Москва, 22-24 ноября 2017

Презентации докладов участников II Всероссийской научно-практической конференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра", Москва, 22-24 ноября 2017

Тематические секции

Секция 1. Ауд. 506

Технологии сопровождения детей с РАС

Ведущие: Битова Анна Львовна, Никольская Ольга Сергеевна, Шпицберг Игорь Леонидович

В рамках работы секции участники обсудили:

  • основные подходы к организации комплексной помощи детям с РАС
  • современные подходы к диагностике развития детей с РАС
  • техники нейропсихологической коррекции при РАС
  • технологии помощи семье ребенка с РАС
  • технологии развития коммуникации и речи у детей с РАС
  • технологии сопровождения и обучения детей с РАС в рамках образовательных учреждений
  1. Спиридонова Мария Сергеевна, г. Красноярск. Синдром Ирлен: российский опыт коррекции нарушений работы визуальной коры головного мозга при аутизме.
  2. Русанова Юлия Петровна, г. Санкт-Петербург. Опыт применения методики ADOS для детей раннего возраста в программах ранней помощи детям и семьям.
  3.  Мамохина Ульяна Андреевна, г. Москва. Сотрудничество с родителями при использовании диагностических инструментов (SCO и ADOS) для выявления расстройств в сфере аутизма.
  4. Константинова Ирина Сергеевна, г. Москва. Средовой подход в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
  5. Аделова Аниса Абдулловна, г. Ульяновск. Использование метода фототерапии в коррекционной работе с дошкольниками с РАС.
  6. Береславская Мария Иосифовна, г. Москва. Приемы организации поведения и обучения детей с РАС, используемые в начальной школе.
  7. Калач Мария Александровна, г. Москва. Создание специальных условий для детей с РАС в образовательном учреждении на примере модели «автономный» класс.
  8.  Бирюкова Елена Сергеевна, г. Рязань. Медиатехнологии в процессе обучения детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными нарушениями интеллекта.
  9. Вялитов Руслан Рушанович, Сигунова Анастасия Михайловна, г. Москва. Визуальная поддержка для детей с РАС.
  10. Чугунова Асия Наилевна, г. Краснознаменск. Развитие самостоятельной речи у детей с аутистическими чертами.
  11. Лукьянова Алена Владимировна, г. Москва. Психологическая игра как возможность взаимодействия сиблингов, один из которых имеет РАС.
  12. Хусаметдинова Виктория Анатольевна, г. Саратов. Резервы повышения эффективности комплексного сопровождения детей с РАС.
  13. Шарова Кристина Александровна, г. Белгород. Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ.
  14. Кораблева Елена Геннадьевна, Гришина Жанна Акперовна, г. Щелково. Технология включения детей с РАС в среду сверстников (опыт комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях МАДОУ «Детский сад № 18 компенсирующего вида», г. Щелково).
  15. Ключникова Анна Адольфовна, г. Москва. Сепарационная тревога или возможности развития. О работе с родителями.
  16. Рудова А.С., г. Саратов. Комплексная подготовка к школе детей с РАС как метод социальной адаптации и реабилитации.

 

Секция 2. Ауд. 505

Модели организации образования детей с РАС

Ведущие: Алёхина Светлана Владимировна, Ушакова Елена Викторовна

В рамках работы секции участники обсудили:

  • организацию образования детей с РАС в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  • создание специальных образовательных условий для обучающихся с РАС
  • адаптацию учебного материала для обучающихся с РАС
  1. Данилина Камилла Касимовна, Тюшкевич Светлана Анатольевна, г. Москва. Психолого-педагогический подход к сопровождению детей с синдромом ломкой Х-хромосомы.
  2. Дорохина Алла Владимировна, г. Ростов-на-Дону. Включение ребенка с РАС в образовательную среду.
  3. Дыбошина Елена Александровна, г. Ульяновск. Определение интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с РАС.
  4. Кантор Павел Юрьевич, г. Москва. ФГОС и специальные условия получения образования для обучающихся с РАС.
  5. Рахманина Ирина Николаевна, г. Астрахань. Постреабилитационное сопровождение детей с РАС дошкольного возраста в инклюзивном пространстве.
  6. Рязанова Анастасия Владимировна, г. Москва. Сотрудничающие практики в работе с ближайшим окружением человека с РАС.
  7. Кулешова Ирина Игоревна, Богорад Полина Львовна, г. Москва. Сходства, различия и точки соприкосновения технологий прикладного поведенческого анализа и деятельностного подхода в процессе обучения детей с РАС.
  8. Барбитова Анна Дмитриевна, г. Ульяновск. Исследование поведения ребенка с расстройствами аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА).
  9. Степаненко Анна Дмитриевна, г. Москва. Модель ресурсной зоны.
  10. Адеева Татьяна Николаевна, г. Кострома. Психологическая готовность к инклюзии родителей детей с РАС.
  11. Захарова Има Юрьевна, г. Москва. Профилактика эмоциональных нарушений в рамках детско-родительских групп.
  12. Васильева Светлана Александровна, Гусева Евгения Олеговна, Запашнева Ольга Александровна, г. Москва. Вопросы адаптации дошкольного отделения образовательной организации к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
  13. Малышева Дарья Игоревна, г. Москва. Коммуникативная группа как модель уроков по социальной коммуникации.

 

Секция 3. Ауд. 412

Социокультурная интеграция детей с РАС

Ведущие: Афонин Андрей Борисович

В рамках работы секции участники обсудили:

  • социокультурную интеграцию как основную цель работы с ребенком с РАС
  • препятствия к осуществлению социокультурной интеграции
  • проблематику и развитие комплексного подхода в решении социокультурной интеграции детей и взрослых с РАС
  • эффективные практики и новые тенденции в решении проблемы
  1. Афонин Андрей Борисович, г. Москва. Проблемы развития ребенка с РАС в контексте социальной и культурной дезадаптации. Педагогическая стратегия и тактика работы с ребенком с РАС.
  2. Акулова Алла Алексеевна, г. Москва. Эмоции и развитие социальных навыков у подростков с расстройствами аутистического спектра на примере работы Клуба общения.
  3. Волгина Наталья Николаевна, г. Москва. Организация внеурочной и досуговой деятельности детей с РАС.
  4. Приходько Елена Александровна, Корохова Арина Юрьевна, г. Москва. Организация внеурочной деятельности учащихся с РАС в условиях образовательной организации.
  5. Хилькевич Евгения Владимировна, г. Москва. Доступная социокультурная среда для детей с РАС: модель сопровождения.
  6. Новикова Ксения Всеволодовна, г. Москва. Программа Фонда «Выход» - «Аутизм. Дружелюбная среда».  Адаптация среды учреждений культуры для принятия людей с РАС.
  7. Кубасова Татьяна Сергеевна, г. Москва. Социокультурная реабилитация детей с РАС в Государственном Дарвиновском музее. Программа «Другие».
  8. Степанов Владимир Сергеевич, г. Москва. «Я иду в музей».
  9. Чудакова Наталья Владимировна, г. Москва. Опыт интерактивного музея в реализации проекта «Доступная наука».
  10. Мишин Алексей Валентинович, г. Москва. Развитие специальной олимпиады в Москве и инклюзивная программа «ПриСОединяйся». 
  11. Попова Ольга Валериевна, г. Москва. Инклюзивная программа «Молодой атлет» (для детей от 2-х лет).
  12. Афонина Мария Андреевна, г. Москва. Проблематика инклюзивного парка для детей с РАС. Презентация диплома «Парк с интеграцией сенсорных зон для детей с аутизмом».
  13. Талызина Лада Игоревна, г. Москва. Организация инклюзивных и специальных мероприятий для детей с РАС в музее.
  14. Владимирова Ольга Евгеньевна, г. Москва. Создание доступной среды для посетителей с РАС в музее-заповеднике «Царицыно».
  15. Дрезнина Мария Григорьевна, г. Москва. Опыт работы с детьми с РАС в стенах художественного музея.
  16. Аксенова Екатерина Игоревна, г. Москва. Роль и механизмы работы с голосом в социокультурной реабилитации. Тело - дыхание - звук.

Секция 4. Ауд. 414

Подготовка к самостоятельной жизни детей и взрослых людей с РАС

Ведущие: Волкова Ольга Олеговна, Царёв Андрей Михайлович

В рамках работы секции участники обсудили:

  • модели подготовки к самостоятельному проживанию людей с РАС
  • нормативные правовые и организационные документы и материалы, обеспечивающие подготовку людей с РАС к самостоятельному проживанию
  • развитие социального партнерства в организации самостоятельного проживания людей с РАС
  • эффективные практики подготовки детей с РАС к самостоятельному проживанию
  1. Царёв Андрей Михайлович, г. Псков. Принципы организации сопровождения проживания и занятости людей с ментальной инвалидностью.
  2. Волкова Ольга Олеговна, г. Москва. Подготовка лиц с РАС к самостоятельному и сопровождаемому проживанию.
  3. Легостаева Алена Александровна,  г. Москва. Ребенок с РАС становится взрослым. Актуальные сервисы, решающие задачи обучения, социализации, трудоустройства.
  4. Маркевич Анна Николаевна, г. Красноярск. Условия социально-психологической адаптации лиц с тяжелыми и осложненными формами РАС при подготовке к самостоятельной жизни: опыт Социальной усадьбы «Добрая».
  5. Гинзбург Анна Александровна, Иванова Яна Людвиговна, г. Санкт-Петербург. Когда начинается подготовка к самостоятельной взрослой жизни? Роль сотрудничества специалистов и семьи.
  6. Златогуре Елена Юрьевна, г. Москва. Семья как ресурс будущей самостоятельной жизни человека с РАС.
  7. Новикова Елена Ивановна, Мельникова Елена Ефимовна, г. Щелково. Психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с РАС и интеллектуальными нарушениями, в адаптации к социуму в рамках работы родительского клуба «Пеликан».

 

Секция 5. Ауд. 311

Современные подходы к подготовке специалистов по работе с детьми с РАС

Ведущие: Приходько Оксана Георгиевна, Черенёва Елена Александровна

В рамках работы секции участники обсудили:

  • модели подготовки специалистов для работы с РАС
  • современные тенденции подготовки специалистов в условиях вуза
  • формирование профессиональной готовности у будущих специалистов (студентов)
  • система профессионального постдипломного сопровождения специалистов
  • технологии формирования профессиональных компетенций у специалистов.
  1. Черенёва Елена Александровна, г. Красноярск. Опыт подготовки специалистов для работы с детьми с РАС в Красноярском крае.
  2. Тишина Людмила Александровна, г. Москва. Вопросы профессиональной подготовки магистров по программе «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра».
  3. Караневская Ольга Викторовна, г. Москва. Проблема подготовки специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС.
  4. Давыдова Елизавета Юрьевна, г. Москва. Многоуровневое планирование как эффективный метод реализации компетентностного подхода в обучении детей с РАС.
  5. Бурякова Дарья Вячеславовна, Воронова Аксинья Викторовна, г. Санкт-Петербург. Из опыта подготовки и включения специалистов по работе с детьми с РАС в образовательный процесс.
  6. Савченко Игорь Анатольевич, г. Москва. Особенности подготовки специалистов по работе с детьми с РАС.
  7. Цырульникова Елена Леонидовна, г. Москва. Роль педагога-дефектолога в достижении целевых ориентиров дошкольного образования детьми с РАС.
  8. Филимонова Елена Анатольевна, г. Томск. Изучение расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода

Дискуссионная площадка. Ауд. 506

Методы коррекции: что выбрать?

Модератор: Борисова Наталья Владимировна

В рамках дискуссии эксперты обсудили выбор подходов к современным методам коррекции РАС

Эксперты:

Азова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз» и «Логоцентра О.И. Азовой». Реализация комплексного подхода традиционными и
инновационными методами коррекции аутизма.

Гомозова Елена Сергеевна, дефектолог, эксперт и преподаватель DIR/Floortime, сертифицированный специалист по альтернативной коммуникации (PECS, MAKATON), директор Коррекционно-развивающего центра «Речецветик». DIR/FLOORTIME в системе комплексного сопровождения детей с РАС.

Манелис Наталия Георгиевна, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС.

Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, председатель «Общества помощи аутичным детям “Добро”», ведущий научный сотрудник ФГАУ «ФИРО», член межведомственной рабочей группы по проблемам помощи лицам с РАС при вице-премьере РФ.

Дискуссионная площадка. Ауд. 505

Социальная или образовательная инклюзия? Приоритеты

Модератор: Мень Екатерина Евгеньевна

Образовательная инклюзия бессмысленна, если она не приводит к социальной инклюзии. Был представлен документальный фильм «Инклюзивное образование: от политической корректности к социальной справедливости».

Эксперты:

Кутепова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Шаргородская Людмила Вячеславовна, учитель-дефектолог АНО «Детский развивающий центр “Эстер”».

Докладчики:

Руднева Елена Владиславовна, г. Москва. Формирование социальных навыков, необходимых для адаптации детей с РАС к школе.

Круглый стол. Ауд. 412

Диагноз: ограничения или возможности?

Ведущий: Багарадникова Елена Вячеславовна

Диагноз для родителей звучит иногда как приговор. Темы для обсуждения: что необходимо сделать, чтобы после постановки диагноза семья и ребенок не «выключились» из жизни, получив необходимые помощь и поддержку; кто должен работать с семьей и с ребенком; какова роль родителей в организации помощи детям с аутизмом и другими ментальными нарушениями.

Эксперты:

Бебчук Марина Александровна, кандидат медицинских наук, директор НПЦ ПЗ ДП им. Г.Е. Сухаревой

Борзов Сергей Петрович, программный директор Регионального общественного благотворительного фонда «Таганский детский фонд»

Егупова Ольга Владимировна, заместитель директора ГППЦ ДЗМ г. Москвы

Камал Юлия Игоревна, председатель совета МГАРДИ

Романова Елена Владимировна, психоневролог НПЦ ПЗ ДП, ведущая групп поддержки родителей детей с ОВЗ

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС

Фадина Александра Константиновна, исполнительный директор ЦЛП.

Докладчики:

  1. Феррои Людмила Мамедовна, г. Москва. Работа с родителями как необходимое условие оказания эффективной помощи детям с РАС
  2. Золотовицкий Роман Александрович, г. Москва. Роль семьи в комплексной реабилитации детей с РАС
  3. Рейцен Ксения Борисовна, Антонова Елена Владимировна, г. Москва. Опыт проведения групп «Early Bird»
  4. Мандель Наталья Владимировна, г. Новосибирск. Адаптация детей с РАС в ДОУ: успехи и сложности.

 

Круглый стол. Ауд. 414

Самоадвокация как средство социализации лиц с РАС

Ведущие: Щпицберг Игорь Леонидович, Стейнберг Антонина Сергеевна

Вопросы для обсуждения:

  • самоадвокация в аспекте расстройств аутистического спектра (РАС): история, понятия, обзор организаций
  • организации родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Опыт самоадвокации
  • доступная среда на рабочем месте
  • трехступенчатая модель эффективной самоадвокации
  1. Шпицберг Игорь Леонидович, г. Москва, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», представитель в РФ и член Правления Международной ассоциации «Autism Europe», член экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, член координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ.
  2. Стейнберг Антонина Сергеевна, г. Москва, руководитель проекта Aspergers.ru, соруководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера (Москва). Самоадвокация как средство социализации лиц с РАС.
  3. Блинова Дарья Валерьевна, заместитель руководителя Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», психолог. Доступная среда на рабочем месте. Личный опыт работы с людьми с расстройствами аутистического спектра.
  4. Стивен Марк Шор (Stephen Mark Shore), г. Нью Йорк, Университет Адельфи, международный эксперт в области аутизма. Профессор Университета Адельфи (США), доктор специальной педагогики (Бостонский университет), член попечительского совета Американского общества аутизма, член правления Autism Speaks, автор ряда монографий о проблемах аутизма, автор бестселлера «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера».

Круглый стол. Ауд. 311

Модели организации деятельности региональных ресурсных центров

Ведущие: Алехина Светлана Владимировна, Ефремова Светлана Алексеевна, Хаустов Артур Валерьевич

Вопросы для обсуждения:

  • направления деятельности региональных ресурсных центров
  • специфика работы региональных ресурсных центров, созданных на базе различных организаций
  • барьеры межведомственного и сетевого взаимодействия
  • пути преодоления трудностей в развитии системы комплексной помощи детям с РАС

      Докладчики

  1. Селезнева Галина Викторовна, главный специалист Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Алексеева Анастасия Юрьевна, директор ГБУДО «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Ленинградская обл. Ресурсы центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для развития системы комплексного сопровождения детей с РАС в Ленинградской области
  2. Рахманина Ирина Николаевна, г. Астрахань. Опыт организации межведомственного и сетевого взаимодействия регионального ресурсного центра в Астраханской области.
  3. Борисова Галина Николаевна, директор ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 89», г. Ульяновск. Специфика организации  регионального ресурсного центра Ульяновской области на базе общеобразовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
  4. Скарга Вероника Владимировна, начальник отдела специального образования и здоровьесбережения в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, г. Ростов-на-Дону. Взаимодействие сети инклюзивных образовательных организаций как ресурс для развития системы помощи детям с РАС в Ростовской области
  5. Веснина Елена Викторовна, руководитель регионального ресурсного центра, директор ГБОУ «Речевой центр», Хаитова Александрина Иосифовна, президент Благотворительного фонда  помощи «Я особенный», Свердловская обл. Роль регионального ресурсного центра в координации деятельности некоммерческих организаций, включающих родительские сообщества.

 

Поделиться