Обучение и сопровождение при синдромальных формах аутизма

Обучение и сопровождение

Основным нарушением развития, связанным с синдромом FX, является снижение познавательных способностей. У большинства мальчиков IQ не превышает значения 50. У девочек, за счет наличия второй, «здоровой» X хромосомы нарушения могут быть не так заметны. К распространенным проблемам следует также отнести аутстический спектр расстройств: до 50% мальчиков удовлетворяют всем критериям для постановки диагноза РАС, у девочек коммуникативные нарушения чаще имеют вид чрезмерной застенчивости, которая мешает обучению и социализации. Частыми жалобами также являются нарушения поведения, импульсивность.

В раннем возрасте у детей с синдромом FX обычно отмечается задержка моторного развития и соматические нарушения. Частой проблемой также является гипервозбудимость. В связи с этим в команду специалистов, сопровождающих ребенка, должны входить невролог, врач ЛФК, ортопед, кардиолог. Ведущим специалистом является педиатр-генетик. Рекомендуется участие в программах раннего вмешательства с участием педагогов и психологов. В качестве модели ранней помощи рекомендуется ориентироваться на Институт Раннего Вмешательства (Санкт-Петербург).

В дошкольном возрасте на первый план выходит задержка познавательного и речевого развития и выраженные поведенческие проблемы, такие как гиперактивность, импульсивность, нежелательное поведение, стереотипии. В связи с этим при разработке коррекционно-образовательной программы на первых этапах следует отдавать предпочтение специалистам, имеющим квалификацию в сфере прикладного анализа поведения (ABA), основными приемами которого, следует овладеть и родителям.  Это поможет уменьшить поведенческие проблемы, выстроить систему коммуникации, наладить режим дня, научить ребенка сотрудничать и сформировать умение обучаться. В дошкольном возрасте, делая акцент на обучении, нельзя упускать развитие социально-бытовых навыков (самообслуживание, туалет, прием пищи).

К школьному возрасту, учитывая объективные трудности обучения, при выборе образовательного маршрута предпочтение следует отдавать коррекционным программам. Дополнительные занятия должны включать «группы общения», проекты, направленные на развитие социальных и повседневно-бытовых навыков (совершение покупок в магазине, приготовление пищи, самообслуживание). Дети и подростки с синдромом FX обладают очень высоким уровнем социальной тревоги. Внешне это выглядит, как застенчивость, избегание контакта, «аутичность». Однако, на самом деле, они также заинтересованы в общении и дружбе, как их здоровые сверстники. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти круг общения и организовать внешний досуг. Избегать следует одиночества, зависимости от компьютерных игр и телевизора. Также нужно помнить, что люди с синдромом FX могут быть самостоятельны. И научить их этому – главная задача родителей, учителей и всех взрослых, которые сопровождают развитие. 

Поделиться