Программно-методическое обеспечение

С целью распространения и внедрения в образовательную деятельность детей с РАС современных эффективных научно-обоснованных методов их обучения и воспитания, реализации ФГОС НОО обучающихся с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, а также организации системы комплексной помощи детям с РАС в регионах РФ, специалистами ФРЦ созданы методические рекомендации и пособия для специалистов, обеспечивающих оказание комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим, адресованные всем категориям педагогических работников образовательных организаций системы общего образования, обучающих детей с РАС.

В 2016 году были изданы следующие методические пособия и рекомендации:

-      Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра / Методическое пособие / Гончаренко М.С. и др.; под общ. ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 177с.

Методическое пособие может стать основой учебно-методического руководства для педагогов по разработке адаптированной образовательной программы (АОП). Впервые в РФ разработанный и апробированный алгоритм разработки АОП с подробной оценкой особенностей развития ребенка с РАС позволит определить специальные условия его обучения, поставить конкретные цели в АОП, определить особенности деятельности каждого специалиста междисциплинарной команды, выделить необходимые вспомогательные средства обучения и специальный дидактический материал, обусловленный специфическими особенностями ребенка с РАС. Разработанная «Таблица динамического наблюдения за обучающимся с РАС», позволит педагогам объективно (количественно и качественно) оценить актуальные проблемы ученика, выявить его ресурсы и эффективность оказанной ему помощи. Практическим материалом для учителей могут быть кейсы обучающихся с РАС (1-4 классы).

-      Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра для педагогических работников образовательных организаций / Методическое пособие / Манелис Н.Г. и др.; под общ. ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57с.

Начальное образование обучающегося с РАС может считаться качественным и удовлетворять требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) только при условии, если ребенок продвигается по обоим направлениям: осваивает адаптированную основную образовательную программу и развивается в области формирования жизненных компетенций. В данном методическом пособии специалисты ФРЦ делятся практическим опытом работы по формированию жизненных компетенций у детей с РАС.

-      Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Методическое пособие / Хаустов А.В. и др.; под общ. ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

В методическом пособии подробно описана система службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации при оказании помощи детям с РАС, представлены современные технологии и методы коррекционной работы с детьми с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС). Материалы методического пособия проиллюстрированы многочисленными практическими примерами.

-      Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра и семьям их воспитывающим информационно-методический сборник – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 – 166 с.

Сборник отражает результаты пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС, реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Воронежской и Новосибирской областей и Красноярского края при экспертно-методическом сопровождении специалистов ФРЦ Московского государственного психолого-педагогический университета.

Сборник включает межведомственный план действий по оказанию комплексной помощи детям с РАС и методические рекомендации по его разработке и реализации, нормативные документы и информационно-методические материалы, разработанные в субъектах Российской Федерации – участниках пилотного проекта.

Материалы сборника предназначены для руководителей и работников исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей и специалистов организаций разной ведомственной принадлежности, общественных организаций.

Разработаны методические рекомендации по созданию региональных ресурсных центров по организации комплексного сопровождения детей с РАС. В методических рекомендациях определены цель, приоритетные задачи и направления работы ресурсных центров. Представлены организационно-нормативные основы создания и обеспечения деятельности ресурсных центров. Методические рекомендации направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации для их распространения в субъектах Российской Федерации.

 

Поделиться